Site menu:

Краткое содержание журнала

1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

{::АПРЕЛЬ::}

Во льдах сурового края

подстерегали шестидесяти­градусные морозы, долгая поляр­ная ночь и голод. Но прошли годы, и в 1815 году секретарь Британского адмирал­тейства Джон Барроу и прези­дент Лондонского королевского общества для содействия успе­хам естествознания Джозеф Банкс начали широкую кампа­нию за посылку новых экспеди­ций к Северо-западному проходу. Было предложено организовать одновременно две арктические экспедиции. Британский парла­мент установил премию в 20 ты­сяч фунтов стерлингов за откры­тие Северо-западного прохода и большие денежные вознагражде­ния за достижение самых север­ных и западных точек от Земли Баффина.

Одну из намеченных Барроу экс­педиций возглавил Джон Росс, в то время сорокалетний капи­тан. За долгие годы плаваний он посетил многие земли, в том числе и за полярным кругом; Британское адмиралтейство остагоду, едва освободившись от ле­дяного плена, корабль был снова скован. Немного продвинулась экспедиция и еще через год. А когда миновала третья зима, оказалось, что судно пришло в полную негодность. Кончались съестные припасы, хотя их за­хватили немало. И на этот раз исследователям пришлось отсту­пить. Соорудив сани и поставив на полозья шлюпки для пере­правы через полыньи, путеше­ственники в конце мая 1832 года пошли на северо-восток. Они пе­ресекли залив Бутия и на севе­ро-западной оконечности Баффи­новой Земли отыскали хижину, в которой зимовал за несколько дет до этого Вильям Парри. Он оставил здесь продовольствие, и это спасло Росса и его спутни­ков, которые провели в хижине еще одну долгую полярную зиму. В Англии очень тревожились о судьбе Джона Росса, не пода­вавшего о себе никаких вестей четыре года, и направили ко­рабль на его розыски. Лишь к концу лета 1833 года отважные исследователи добрались до про­лива Ланкастер, где и повстре­чали высланное на их поиски судно «Изабеллу», то самое, на котором Росс предпринял свое первое полярное плавание. Эки­паж «Изабеллы» долго не мог поверить, что эти обросшие, оде­тые в лохмотья люди и есть те, кого они разыскивают. Почти все были убеждены, что экспедиция Росса давно погибла: ведь с того времени, когда она покинула Англию, прошло более четырех лет! Росс собрал богатый материал об Арктическом архипелаге, и его с большим почетом встретили на родине, хотя открыть проход ему так и не удалось. Впрочем, эта задача оказалась не по си­лам какой-либо экспедиции еще в течение семидесяти лет! Следующая глава в истории от­крытия Северо-западного пути связана с именем прославленно­го исследователя, неустрашимого Джона Франклина, отправивше­гося в 1845 году на поиски про­хода и пропавшего без вести. В 1848 году одновременно были посланы три экспедиции на ро­зыски Франклина. В одной из поисковых экспедиций участво­вал и 74-летний Джон Росс. Он побывал в проливе Веллингтона, между островами Девон и Кар-нуоллис. Но это оказалось зна­чительно севернее того места,

где были затерты льдами кораб­ля Франклина «Эребус» и «Тер­рор». После этого похода Россу было присвоено рыцарское зва­ние и чин контр-адмирала. Он умер в Лондоне в 1856 году, так и не дождавшись открытия Се­веро-западного прохода, поискам которого он посвятил свою жизнь.

Лишь много лет спустя (1903— 1906 гг.) знаменитому норвеж­скому полярному исследователю Руалу Амундсену, тщательно изучившему опыт своих предше­ственников, удалось покорить Северо-западный проход на не­большой яхте «Йоа». Но к тому времени точные карты прохода были уже составлены. И в этом есть немалая доля труда Джона Росса.

 

1[2]
Оглавление
Поршневые окрасочные агрегаты.