Site menu:

Краткое содержание журнала

1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

{::АПРЕЛЬ::}

Аванпост Сахары

В. Доронов

Аванпост Сахары — такое назва­ние закрепилось за Маврита­нией в географической литера­туре. Оно действительно как нельзя лучше характеризует су­ровый облик этой африканской страны. Большая часть обшир­ной территории Мавритании (площадь — 1 085 тыс. кв. км) за­нята песчаными и каменистыми пустынями, переходящими на востоке в безбрежное «море» Са­хары. Сыпучие дюны господ­ствуют на западе страны, отмели и дюны нередко препятствуют прибрежному судоходству. Вос­точная часть Мавритании занята невысоким песчаниковым плато. Песчаные бури, отсутствие боль­ших источников воды и постоян­но дующий из Сахары сухой и горячий ветер — харматтан опре­деляют засушливый, пустынный климат Мавритании. Влажные морские муссоны доносят влагу

лишь до небольшого района на юго-западе страны. Бурные дож­ди выпадают там с июля по ок­тябрь, и нередко наводнения прерывают сообщение между се­лениями. Единственная крупная река страны — Сенегал. По ней проходит южная государствен­ная граница. Ее притоки, в част­ности Горголь, часто пересы­хают. Подземные воды на боль­шей части Мавритании находят­ся глубоко.

Основная масса жителей Маври­тании — арабо-берберы (около 800 тыс. человек), их часто на­зывают маврами. Сами же они называют себя биданами («белы­ми» от арабского слова «бид» — белый). Кожа у них светлая, го­ворят они на своеобразном диа­лекте арабского языка. В боль­шинстве своем биданы — кочев­ники-скотоводы, занимающиеся разведением овец и коз. На юге вдоль реки Сенегал проживают африканские племена (около 200 тыс. человек): тукулеры, бам-бара, волоф, саракола, фульбе. За исключением скотоводов; фульбе, все они занимаются зем­леделием. Мавританцы незави­симо от их цвета кожи и принад­лежности к племени — гордые, выносливые люди, привыкшие переносить суровый климат. Они славятся своим гостеприимством и известны как любители зеле­ного чая.

С незапамятных времен террито­рия Исламской Республики Мав­ритания (независимость провоз­глашена в 1960 г.) служила связующим звеном между Север­ной и Экваториальной Африкой. По ее песчаным долинам и ка­менистым плато проходил вели­кий караванный путь. В течение веков по нему на север Африки переправлялись золото, рабы, слоновая кость, пряности, кото­рые обменивались на каменную соль из Сахары, медные изделия, арабские ковры и ткани. Араб­ские путешественники рассказы­вали, что караваны в те времена насчитывали не менее 12 тыс. верблюдов.

На караванных путях возникли богатые торговые центры и кре­пости. Некоторые из них дожили до наших дней — Тиджикджа, Атар, Нема, Имурдж, Валата. Вот, например, Валата — город-музей в песках юго-восточной Мавритании. Этот город, собра­ние редких по красоте памятни­ков архитектуры, был основан в XIII в. Многие торговые сделки заключались именно в этом го­роде и были источником обога­щения его жителей. Неповтори­мый облик Валаты сложился в основном в XIVXV вв. Тогда город называли Ивалатен; одно время он был столицей могуще­ственной империи. Легендарный император Канку Муса, приняв­ший ислам, привлек в Валату лучших арабских архитекторов, в том числе знаменитого зодчего и поэта из Гренады Абу Исхака ас-Сахили, построившего мечети и дворцы и украсившего их изу­мительными фресками. Его тво­рения послужили образцом для архитекторов последующих вре­мен. Изящные красочные орна­менты и тонкие рельефные узо­ры, покрывающие фасады и вну­тренние помещения зданий Ва­латы, до сих пор поражают своей самобытностью и великолепием.

[1]2
Оглавление