Site menu:

Краткое содержание журнала

1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

{::АПРЕЛЬ::}

Первые советские северные экспедиции

Г. Тихомиров

В первые же месяцы после победы революции молодая советская Россия снарядила шесть экспеди­ций для всестороннего изучения Севера. Военная интервенция и гражданская война помешали их работе. Тем не менее было поло­жено начало планомерному изу­чению и освоению Арктики и ее морского пути.

Национализация морского флота создавала широкие возможности для освоения Севера, снаряжения туда экспедиций. Поэтому окра­инные порты Европейского Се­вера сразу же привлекли внима­ние Советской власти. 21 февраля 1918 г. Совет Народных Комисса­ров ассигновал, большие средства на спасение и ремонт затонувших судов. Вскоре возник проект по­стройки верфи в Архангельске, где предполагалось в течение пяти лет соорудить 50 морских транспортных судов. Особое внимание было уделено Мурманскому краю с его рыбны­ми, лесными и ископаемыми бо­гатствами, с его незамерзающим портом Мурманском. На строи­тельство в Мурманском пор­ту и для оборудования маяч­ного хозяйства на Белом мо­ре Совнаркомом также были выделены большие средства. Наряду с восстановлением Мурманского и Архангельского пор­тов и Северного морского флота появилась идея освоения внут­ренних водных путей, чтобы выйти на морские побережья Европейского Севера. На спе­циальном совещании при Главводе весной 1918 г. было поста­новлено «приступить к составле­нию исполнительного проекта с производством необходимых для этого подробных изысканий, кото­рые должны охватить также Ма­лую и Верхнюю Печору в смысле использования водных сил и дру­гих естественных богатств этого района».

После проведения необходимых полевых исследований ставилась практическая задача по сооруже­нию Камско-Печорского водного сообщения по рекам Кама — Вишера — Колва — Печора. Намеча­лось начать подготовительные работы по сооружению подъезд­ных путей, портовых построек, в том числе в Печорском и Индигском заливах.

На Индигу были направлены две исследовательские партии, так как строительству порта в Индигской губе, открывающего выход из Печоры в океан, придавалось большое значение. ...Инициатива в снаряжении Пе­чорской экспедиции шла от Пермского университета, который в мае 1918 г. внес предложение об изучении Печорско-Ухтинского края и разработал трехлетнюю экспедиционную программу. «Удобства сообщения, лесные бо­гатства, признаки медных и же­лезных руд, нефти и других по­лезных минералов, богатства ры­бой и пушниной — все это обе­щает краю широкое развитие в будущем, когда богатства эти выяснятся и начнется правиль­ная их эксплуатация», — писали ученые-энтузиасты. 13 июля 1918 г. Совет Народных Комиссаров под председатель­ством В. И. Ленина рассмотрел вопрос о Печорской экспедиции и поручил ВСНХ внести свои предложения об изучении уголь­ных и нефтяных месторождений Печорско-Ухтинского края. «Весь 1918 г., — вспоминает ака­демик И. М. Губкин, — ...прошел как бы под знаком Ухты. Про этот район говорили, что в нем имеются богатейшие запасы и что капиталисты намеренно замалчи­вают этот район... Поэтому в 1918 г. за разрешение этого во­проса принялись очень горячо, и он еосходил не только до пре­зидиума ВСНХ, но был ряд лич­ных обращений к Ленину. Мне приходилось неоднократно писать Владимиру Ильичу о том, что из себя представляет Ухтинский район... Туда была организована экспедиция, которая носила по преимуществу геологический ха­рактер». Она «проделала большую и интересную работу и вернулась с ценными результатами». Молодая советская Россия нуж­далась не только в топливе, но и в хлебе, поэтому вместе с иссле­довательскими экспедициями в Архангельске снаряжалась хлеб­ная экспедиция,

[1]23
Оглавление