Научно познавательный журнал, издан в 1968 г
1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины
Г. Тихомиров
В первые же месяцы после победы революции молодая советская Россия снарядила шесть экспедиций для всестороннего изучения Севера. Военная интервенция и гражданская война помешали их работе. Тем не менее было положено начало планомерному изучению и освоению Арктики и ее морского пути.
Национализация морского флота создавала широкие возможности для освоения Севера, снаряжения туда экспедиций. Поэтому окраинные порты Европейского Севера сразу же привлекли внимание Советской власти. 21 февраля 1918 г. Совет Народных Комиссаров ассигновал, большие средства на спасение и ремонт затонувших судов. Вскоре возник проект постройки верфи в Архангельске, где предполагалось в течение пяти лет соорудить 50 морских транспортных судов. Особое внимание было уделено Мурманскому краю с его рыбными, лесными и ископаемыми богатствами, с его незамерзающим портом Мурманском. На строительство в Мурманском порту и для оборудования маячного хозяйства на Белом море Совнаркомом также были выделены большие средства. Наряду с восстановлением Мурманского и Архангельского портов и Северного морского флота появилась идея освоения внутренних водных путей, чтобы выйти на морские побережья Европейского Севера. На специальном совещании при Главводе весной 1918 г. было постановлено «приступить к составлению исполнительного проекта с производством необходимых для этого подробных изысканий, которые должны охватить также Малую и Верхнюю Печору в смысле использования водных сил и других естественных богатств этого района».
После проведения необходимых полевых исследований ставилась практическая задача по сооружению Камско-Печорского водного сообщения по рекам Кама — Вишера — Колва — Печора. Намечалось начать подготовительные работы по сооружению подъездных путей, портовых построек, в том числе в Печорском и Индигском заливах.
На Индигу были направлены две исследовательские партии, так как строительству порта в Индигской губе, открывающего выход из Печоры в океан, придавалось большое значение. ...Инициатива в снаряжении Печорской экспедиции шла от Пермского университета, который в мае 1918 г. внес предложение об изучении Печорско-Ухтинского края и разработал трехлетнюю экспедиционную программу. «Удобства сообщения, лесные богатства, признаки медных и железных руд, нефти и других полезных минералов, богатства рыбой и пушниной — все это обещает краю широкое развитие в будущем, когда богатства эти выяснятся и начнется правильная их эксплуатация», — писали ученые-энтузиасты. 13 июля 1918 г. Совет Народных Комиссаров под председательством В. И. Ленина рассмотрел вопрос о Печорской экспедиции и поручил ВСНХ внести свои предложения об изучении угольных и нефтяных месторождений Печорско-Ухтинского края. «Весь 1918 г., — вспоминает академик И. М. Губкин, — ...прошел как бы под знаком Ухты. Про этот район говорили, что в нем имеются богатейшие запасы и что капиталисты намеренно замалчивают этот район... Поэтому в 1918 г. за разрешение этого вопроса принялись очень горячо, и он еосходил не только до президиума ВСНХ, но был ряд личных обращений к Ленину. Мне приходилось неоднократно писать Владимиру Ильичу о том, что из себя представляет Ухтинский район... Туда была организована экспедиция, которая носила по преимуществу геологический характер». Она «проделала большую и интересную работу и вернулась с ценными результатами». Молодая советская Россия нуждалась не только в топливе, но и в хлебе, поэтому вместе с исследовательскими экспедициями в Архангельске снаряжалась хлебная экспедиция,