Site menu:

Краткое содержание журнала

1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

{::АПРЕЛЬ::}

Первые советские северные экспедиции

которая должна была доставить через Карское море в устье западносибирских рек промышленные товары я сельскохозяйственные машины, а оттуда привезти в Архангельск до 800 тыс. пудов зерна, столь необходимого в то время. В распоряжение этой экспедиции было передано два транспортных судна и ледокольные пароходы: «Дежнев», «Русанов», «Сибиря­ков», «Седов». Советские органи­зации Западной Сибири в августе 1918 г. уже направили в бухту Находка из Омска 300 тыс. пудов зерна. В устьях Оби и Енисея на­чались работы по портовым изы­сканиям. Но этой экспедиции не суждено было двинуться в путь. Иностранцы захватили Север. Наиболее широко было пред­принято снаряжение Восточноси­бирской и особенно Западноси­бирской экспедиций с целью осво­ения Северного морского пути. Известно, что в царское время эта проблема решалась довольно медленно. Первый успешный рейс на Енисей был осуществлен в 1876 г., но в течение следующих 42 лет было предпринято плава­ние лишь 122 судов, из которых 36 погибли или вернулись неза­груженными в аварийном состоя­нии, причем в течение 14 лет вовсе не было арктических рей­сов.

Весной 1918 г. Главное гидрогра­фическое управление обратилось в Коллегию Народного комисса­риата по морским делам с прось­бой о снаряжении гидрографи­ческих экспедиций в Северный Ледовитый океан, а также на Каспийское и Черное моря. Кол­легия одобрила эти предложе­ния, и Главное гидрографическое управление начало комплектовать так называемый Гидрографиче­ский отряд Северного Ледовитого океана.

В докладе Комиссару по морским делам гидрографическое управле­ние писало, что демобилизация военного флота даст возможность предоставить различным обществам и кооперативам необходимые суда для северных экспедиций. «Но суровые условия плавания в Ледовитом океане обрекают на неудачу все попытки поднять культуру и использовать богат­ства Севера, если только пионерам этого дела не будет оказана необ­ходимая помощь по обследованию полярного бассейна в широком государственном масштабе». Уже тогда было ясно, что «для осуществления широкой програм­мы работ необходимо установить государственную организацию, которая снабжала бы всех море­плавателей сведениями о состоя­нии льдов, о проходимости и до­ступности того или иного бассей­на, давала бы нужные указания и руководства, оказывала бы по­мощь судам, попавшим в несча­стье, установила бы связь с су­дами, затертыми льдами, помо­гала бы проходить более трудные места, давала бы сведения о наи­более удобных местах промысла морского зверя и о богатстве определенных районов рыбой, снабжала бы мореплавателей точ­ными картами, ограждала бы не­обходимые фарватеры и т. д.». Таким образом, уже тогда был поставлен вопрос о создании Главсевморпути.

Главное гидрографическое управ­ление наметило широкую про­грамму изучения побережья Се­верного Ледовитого океана и освоения всей трассы Северного морского пути. Предполагалось увеличить сеть береговых гидро­метеорологических радиостанций (до революции их было 18). На­мечалась постройка таких стан­ций на Печоре, в Маточкином Шаре, в бухте Находка, Якутске, в устьях Лены и Колымы, на мысе Дежнева и в других местах. Сведения метеорадиостанций дол­жны были улучшить прогнозы погоды. В исследовательских ра­ботах на Севере предполагалось широко использовать авиацию. Единую гидрографическую экспе­дицию было решено разбить на две самостоятельные: экспедицию Восточносибирского района Се­верного Ледовитого океана и экс­педицию Западносибирского рай­она, которая в свою очередь была разбита на два отряда: Обь-Ени­сейский и Ново-Земельский. Восточносибирская экспедиция должна была работать на побе­режье Северного Ледовитого оке­ана от мыса Челюскина до мыса Дежнева, однако главное внима­ние обращалось на исследование устьев Лены и Колымы. Помимо

судов Ленского пароходства на­мечалась переброска судов в рас­поряжение экспедиции с Балтий­ского моря. Ленская партия экс­педиции в навигацию 1918 г

1[2]3
Оглавление