Научно познавательный журнал, издан в 1968 г
1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины
которая должна была доставить через Карское море в устье западносибирских рек промышленные товары я сельскохозяйственные машины, а оттуда привезти в Архангельск до 800 тыс. пудов зерна, столь необходимого в то время. В распоряжение этой экспедиции было передано два транспортных судна и ледокольные пароходы: «Дежнев», «Русанов», «Сибиряков», «Седов». Советские организации Западной Сибири в августе 1918 г. уже направили в бухту Находка из Омска 300 тыс. пудов зерна. В устьях Оби и Енисея начались работы по портовым изысканиям. Но этой экспедиции не суждено было двинуться в путь. Иностранцы захватили Север. Наиболее широко было предпринято снаряжение Восточносибирской и особенно Западносибирской экспедиций с целью освоения Северного морского пути. Известно, что в царское время эта проблема решалась довольно медленно. Первый успешный рейс на Енисей был осуществлен в 1876 г., но в течение следующих 42 лет было предпринято плавание лишь 122 судов, из которых 36 погибли или вернулись незагруженными в аварийном состоянии, причем в течение 14 лет вовсе не было арктических рейсов.
Весной 1918 г. Главное гидрографическое управление обратилось в Коллегию Народного комиссариата по морским делам с просьбой о снаряжении гидрографических экспедиций в Северный Ледовитый океан, а также на Каспийское и Черное моря. Коллегия одобрила эти предложения, и Главное гидрографическое управление начало комплектовать так называемый Гидрографический отряд Северного Ледовитого океана.
В докладе Комиссару по морским делам гидрографическое управление писало, что демобилизация военного флота даст возможность предоставить различным обществам и кооперативам необходимые суда для северных экспедиций. «Но суровые условия плавания в Ледовитом океане обрекают на неудачу все попытки поднять культуру и использовать богатства Севера, если только пионерам этого дела не будет оказана необходимая помощь по обследованию полярного бассейна в широком государственном масштабе». Уже тогда было ясно, что «для осуществления широкой программы работ необходимо установить государственную организацию, которая снабжала бы всех мореплавателей сведениями о состоянии льдов, о проходимости и доступности того или иного бассейна, давала бы нужные указания и руководства, оказывала бы помощь судам, попавшим в несчастье, установила бы связь с судами, затертыми льдами, помогала бы проходить более трудные места, давала бы сведения о наиболее удобных местах промысла морского зверя и о богатстве определенных районов рыбой, снабжала бы мореплавателей точными картами, ограждала бы необходимые фарватеры и т. д.». Таким образом, уже тогда был поставлен вопрос о создании Главсевморпути.
Главное гидрографическое управление наметило широкую программу изучения побережья Северного Ледовитого океана и освоения всей трассы Северного морского пути. Предполагалось увеличить сеть береговых гидрометеорологических радиостанций (до революции их было 18). Намечалась постройка таких станций на Печоре, в Маточкином Шаре, в бухте Находка, Якутске, в устьях Лены и Колымы, на мысе Дежнева и в других местах. Сведения метеорадиостанций должны были улучшить прогнозы погоды. В исследовательских работах на Севере предполагалось широко использовать авиацию. Единую гидрографическую экспедицию было решено разбить на две самостоятельные: экспедицию Восточносибирского района Северного Ледовитого океана и экспедицию Западносибирского района, которая в свою очередь была разбита на два отряда: Обь-Енисейский и Ново-Земельский. Восточносибирская экспедиция должна была работать на побережье Северного Ледовитого океана от мыса Челюскина до мыса Дежнева, однако главное внимание обращалось на исследование устьев Лены и Колымы. Помимо
судов Ленского пароходства намечалась переброска судов в распоряжение экспедиции с Балтийского моря. Ленская партия экспедиции в навигацию 1918 г