Научно познавательный журнал, издан в 1968 г
1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины
Постоял еще немного художник и заторопился в мастерскую запечатлеть увиденное. Так родилась новая картина о героических военных буднях нашей столицы — «Утро Москвы 1942 года». Окончилась война. Юон вглядывается уже в новый облик города и пишет «Утро индустриальной Москвы». Годы идут. Константину Федоровичу уже за семьдесят. В таком возрасте надо спешить, чтобы успеть завершить задуманное. Особенно хочется оставить новым поколениям образ
старой Москвы. Он пишет «Кормление голубей на Красной площади в 1890—1900 годах», «Гулянье на Девичьем поле» — картину, которую он начал еще в 1909 году и заканчивает теперь через 38 лет.
И последнюю дань Москве он отдает в канун своего 80-летия: рисует Останкинский дворец — «Итальянский зал Останкинского дворца», «Концертный зал Останкинского дворца». Эти картины производят чарующее впечатление. Пройдут годы — и облик Москвы тех лет, ее географию будут узнавать не только при помощи книг, карт и фотографий, но и по картинам К. Ф. Юона.
Талант Юона, его способность подсмотреть необыкновенное очарование природы проявились и в его Пейзажах Подмосковья. Он действительно, подобно Пришвину, открывает небывалое в бывалом. И как у Пришвина, есть у Юона своя «весна света» — картина «Мартовское солнце». Еще зимние сугробы вокруг, на избах еще снежные шапки, деревенские ребятишки верхом на лошадях еще тепло одеты, и снег хрустит под копытами лошадей. Но в природе уже заметно обновление: утреннее солнце зажгло золотистые, розовые огоньки на верхушках деревьев, на домиках, на косогоре, воздух хрустально-прозрачен, и уже веет теплом. Хорошо жить в такой деревне, встречать здесь «весну света», особенно художнику, который дерзнул после широко известной картины Левитана написать свой «Март», да так написать, что каждый, кто взглянет на полотно, ощущает это высокое небо, беспредельный простор земли, ощущает весенние объятия природы...
В этой подмосковной деревне Лигачево у художника был домик, здесь он провел немало счастливых дней, здесь открылась ему во всем своем очаровании красота Подмосковья. Множество пейзажей, как бы заново открывающих русскую природу, написал Юон, и среди них есть такие шедевры, как «Зимний рассвет» (1944 г.), «Русская зима», «Раскрытое окно» (1947 г.). Все они связаны с его любимым Лигачевом.
Время от времени Юон отправлялся странствовать по древним русским городам. Значительное место в его творчестве заняли образы старейших русских городов: Загорска, Переславля-Залесского, Ростова, Углича, Ярославля, Пскова, Новгорода, Торжка. Особенно привлекал художника Сергиев Посад (ныне Загорск) с необыкновенным ансамблем Троице-Сергиевской лавры.
Изображением древних русских городов Юон выполнил не одну только живописную задачу: картины эти представляют значительный этнографический интерес. До Юона русские художники почти не касались национально-бытовых и архитектурных мотивов провинциальных городов. Он же воссоздал их облик во всей национальной самобытности. Константин Федорович Юон совершил великий творческий подвиг — его произведения сохраняют нам образ Руси с прадедовских времен до нынешних дней.