Научно познавательный журнал, издан в 1968 г
1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины
К 100-летию со дня смерти К. Ф. Юона
Н. Григорович
Я попробовал сделать путешествие не столько вдаль, сколько вглубь — попытался углубить восприятие окружающего меня, близкого и повседневного.
Истинное призвание географа или просто путешественника — уметь не только смотреть и фиксировать увиденное, а распознать индивидуальные черты страны, края, города, деревни, улицы... Художник Константин Федорович Юон за свою долгую жизнь бывал на Волге, на Кавказе, изъездил Италию, Францию, Швейцарию. Но как ни странно, наиболее глубокие впечатления Юон вынес из странствий по родному городу. Юоном всю жизнь владела нескудеющая любовь к Москве, и никому еще не удалось так «открывать» этот город, как ему. Это началось еще в детстве в Лефортове, сохранившем облик XVIII— начала XIX в. Здесь мальчик бегал в дворцовом парке с его причудливыми гротами, мостиками, беседками, переходил древний Дворцовый мост через Яузу, ходил в бывшую немецкую слободу... Все говорило об истории, о Петре I... Постепенно он открывал все новые и новые места — Кремль, Китай-город, Останкино... Это были его первые путешествия по Москве. Одна из ранних картин, написанная двадцатилетним художником, названа «Талый снег». Это догорающий закат, отражающийся в лужах талой воды, на фоне темной массы деревьев Лефортовского парка. Художник, любивший уголки старой Москвы и ее архитектурные ансамбли, наполняет свои картины движением, людскими толпами, красочностью. Вот он рисует Москворецкий мост в зимнее время. Здесь и лихачи, и кареты, и подводы, и трамвай, и толпы пешеходов. В этой пестроте запечатлены купцы, приказчики, ремесленники, военные и растерявшиеся в городской сумятице крестьяне с тяжелыми мешками за спиной. Кажется, будто слышны окрики лихачей, звон трамвая, говор толпы. И все это в сочетании с цветными главками церквей, пестрыми вывесками и одеждой людей создает единую художественную гармонию — живописную и музыкальную. Это облик Москвы, и только Москвы, и ни с каким другим городом уже его не спутаешь.
Но то была Москва дореволюционная. Октябрьская революция преобразила город, и одним из первых, кто запечатлел новую Москву, был Юон. В 1923 г. он создает «Парад на Красной площади». Даже старинный архитектурный ансамбль как бы вновь увиден на этой картине. Начинается новый этап в странствиях художника по родному городу: его восприятие окружающего, близкого и повседневного, приобретает более глубокий характер. Это непрекращающееся «путешествие не столько вдаль, сколько вглубь» приводит Юона к истинным открытиям, к вершинам творчества. В суровые дни Великой Отечественной войны, когда шла битва за Москву, старый художник не покинул столицы. Константин Федорович изменился, посуровел, как и она — Москва... В ноябрьские дни 1941 г. он задумал картину «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года». На полотне снежная площадь, холодное небо, суровые башни Кремля, покрытый снегом собор Василия Блаженного. Эта площадь, эти древние здания многое видели, и они как бы напоминают проходящим мимо Мавзолея боевым полкам о мужестве их предков.
И воины, которые с парада отправляются прямо на фронт, отправляются во сто крат увереннее в своей победе, ибо они уносят с собой образ Москвы, которую сдать врагу нельзя, немыслимо...
В те военные дни 67-летний Юон как-то зимним утром пришел на свой любимый Москворецкий мост. Восходящее солнце озаряло Кремль; казалось, звучит величавая, торжественная музыка. Художник вдруг заметил: через мост везут аэростаты воздушных заграждений, а навстречу движутся вооруженные бойцы; еще дальше, по заснеженным улицам, шли на заводы рабочие...