Site menu:

Краткое содержание журнала

1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

{::АПРЕЛЬ::}

Как создаются карты

Спе­циальное же содержание чаще всего имеется в виде статистиче­ских данных, данных наблюдений или в виде описаний. По­этому прежде всего этот матери­ал обрабатывается, а затем под­готавливается для нанесения на карту (группировка показателей, отнесение их к определенным территориям или пунктам, установление цензов отбора и многое другое).

Но как бы тщательно ни была выполнена эта часть работы, она не дает еще отчетливого пред­ставления о том, как будет вы­глядеть готовая карта. Для это­го изготавливают так называе­мый авторский оригинал, руко­писный экземпляр, на который нанесено все содержание карты и раскрашенный так, как долж­на выглядеть карта в печати. Эту работу выполняет, как пра­вило, картограф-художник, ко­торый наносит все содержание карты и одновременно разраба­тывает ее графическое и художественное оформление. Эту ра­боту он выполняет под руко­водством редактора-картографа и специалиста (чаще всего учено­го) в данной области. На заре картографии карты раз­множали, перечерчивая их вруч­ную. В настоящее время карты печатают на специальных маши­нах.

Весь длинный путь, который проходит карта в процессе ее из­дания, можно разбить на два главных этапа: изготовление пе­чатных форм, печатание и изготовление тиража. На каждом этапе выполняется много опера­ций, в которых принимают уча­стие инженеры, техники и рабо­чие различных специальностей: фотографы, ретушеры, граверы, фотокопировщики, станковые и машинные печатники, переплет­чики и многие другие; каждый выполняет лишь небольшую часть работы. Поэтому, чтобы не запутаться и направить усилия всех участников к одной цели, работа должна проходить по оп­ределенному технологическому плану издания, разработанному техническим редактором карты или атласа.

Для изготовления печатной фор­мы издательские оригиналы фо­тографируют и полученные не­гативы подвергают так назы­ваемой расчленительной ретуши. Дело в том, что разные элемен­ты картографического рисунка, вычерченного на оригинале од­ним цветом (черной тушью), дол­жны быть отпечатаны красками различных цветов. Поэтому для каждого элемента изготавлива­ют свою печатную форму. На негативе, предназначенном для печати элемента карты, оставля­ется только нужный рисунок, а весь остальной закрывается не­прозрачной краской. С таких от­ретушированных негативов, ис­пользуя различные фотокопиро­вальные способы, и изготовля­ют печатные формы.

Создать печатную форму — зна­чит создать такую поверхность, с которой можно получить от­тиск. Карты издаются офсетным способом, при котором печатная форма изготовляется на метал­лической (чаще всего алюминие­вой) пластине. Поверхность пе­чатной формы обладает так на­зываемым избирательным сма­чиванием: печатающие элементы (элементы, дающие на оттиске картографический рисунок) хо­рошо смачиваются жирными ки­слотами, а пробельные элемен­ты, соответствующие чистому полю карты (промежутки между . линиями рисунка), хорошо сма­чиваются водой. Жир и вода взаимно отталкиваются, на ув­лажненной поверхности печат­ной формы жирная печатная краска закрепляется только на печатающих элементах. Это и позволяет получить оттиск. На изданных картах всегда вид­на более или менее разнообраз­ная фоновая окраска, для кото­рой тоже изготовляются пе­чатные формы. На карте может быть несколько десятков фоно­вых оттенков, отпечатаны же они всего лишь четырьмя-пятью красками.

Хорошо известно, что смешением красок или наложением их друг на друга тонким слоем можно получить новый цвет. Напри­мер, желтая и голубая краски дадут зеленую, голубая с красной — фиолетовую и т. д. Если наносить краску не сплошными полями (в картоиздании их при­нято называть заливками), а в виде тонких частых линий с раз­личными соотношениями между запечатанными ж незапечатан­ными местами, которые нево­оруженным глазом воспринима­ются сплошным ровным фоном (в картоиздании их называют сетками), то можно получить несколько оттенков одной и той же краски. Используя сме­шение красок, наложение их друг на друга, варьирование за­ливками и сетками, картогра­фы-издатели достигают того, что с ограниченного числа печатных форм получают многокрасочные оттиски карт.

1[2]3
Оглавление