Site menu:

Краткое содержание журнала

1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

{::АПРЕЛЬ::}

Они живут на острове Тимор

Молотят рис ногами, сушат на солнце в поле, а затем переправляют зерно в деревню: по тропкам с горных полей идут навьюченные лоша­ди и люди, несущие корзины с рисом.

У всех народов Тимора развито животноводство. Разводят лоша­дей, буйволов, мелкий рогатый скот, свиней. Тиморцы — хорошие наездники, седло им заменяет привязанная к спине лошади ци­новка, а стремена — висящие на веревках небольшие палочки; бо­сой наездник зажимает их между пальцами ног.

На острове бытовал интересный способ охоты при помощи огня: дичь гонят в воду или на цепь стрелков, поджигая с трех сторон лес. Сейчас этот вид охоты сохра­нился лишь как ритуал. Но зато до сих пор на Тиморе можно встретить сумиитан — длинную полую бамбуковую трубку, че­рез которую охотник выдувает стрелы.

Большинство тиморцев живет в деревнях. Селения расположены вдоль морского побережья или дорог, по речным берегам и по склонам гор. Старинные же де­ревни гнездятся среди неприступ­ных скал высоко в горах. Почти неприметная тропка ведет к та­кой деревне, окруженной оградой из бамбука или камней. В ней обычно около десятка домов, тес­нящихся вокруг деревенской пло­щади. Дома круглые или оваль­ные с куполообразной крышей. Дом стоит на утрамбованной зем­ле, иногда устланной гладкими камнями. Стены из тростниковых или бамбуковых циновок очень низки, так что дома издали на­поминают стога сена. Крышу кроют травой или пальмовыми листьями. Внутри полутемно: окон нет. Посреди жилья очаг. Пол глинобитный. Спят на цинов­ках или небольших подстилках вдоль стен.

Впрочем, встречаются дома и бо­лее фундаментальные и простор­ные, даже с террасами. Тетумы же и ротейцы живут в свайных постройках с высокой и крутой двух- или четырехскатной крышей, хорошо защищающей от ливневых дождей и от палящего солнца. В дом поднимаются по приставленному к двери бревну е зарубками или лестнице. Сейчас двери делают в стене, а прежде входили через люк в полу дома. На Тиморе мужчины и женщины носят каин — несшитый кусок ткани, которым обертывают ниж­нюю часть тела. Постепенно май­ки и рубашки становятся обыч­ной одеждой. В городах и при­брежных поселках входит в быт европейский мужской костюм, хотя во время полевых работ мужчины нередко ограничивают­ся набедренной повязкой. Тра­диционный праздничный наряд как женщин, так и мужчин со­ставляет саронг — своего рода прямая юбка, спадающая из-под широкого пояса свободными складками до щиколоток. Поверх саронга надевают глухую куртку, а через плечо перекидывают яр­кий домотканый шарф. Прежде каждая родственная группа име­ла на этом шарфе свой орнамент. Шарф служит как бы паспортом,

свидетельством о принадлежности к определенному роду. Женская будничная одежда — каин, который чаще всего закреп­ляют не на талии, а под мыш­ками, прикрывая грудь. По празд­никам тиморки надевают узкую кофточку с длинным рукавом. Очень любят здесь украшения, причем не брезгуют ими и муж­чины, которые носят на груди массивные бляхи из металла (знать — из золота); а на пред­плечье — металлические кольца. После того как собран урожай и прекращаются проливные дожди, наступает период праздников. Оживают дороги и тропы. На праздник урожая, на свадьбы, по­минки и крестины собираются родственники. Прежде чем попро­бовать самим или предложить го­стям рис и кукурузу нового уро­жая, тиморцы предлагают то и другое своим умершим родствен­никам. Хотя формально тимор­цы — мусульмане или христиане, вся их жизнь проникнута верой в то, что за каждым их шагом следят незримо витающие во­круг добрые и злые духи. Прежде всего это души умерших. Поэтому в каждом тиморском доме можно найти камень — алтарь, на кото­ром приносят жертвы душам умерших, прося их помощи в по­вседневных делах. Любой праздник начинается с трапезы. А она, конечно, не обхо­дится без вина. Напиток типа браги делают из сока лонтаровои пальмы. В деревце слышится пе­рестук деревянных пестов, которыми женщины и дети обруши­вают рис в деревянных корытцах. И вот каждому члену семьи и гостю щедро кладут на тарелку ароматного вареного риса нового урожая, курятину, буйволовое мясо, подают фруктовый и рыб­ный соус, и так в каждом доме в течение многих дней. И на улицу, и на площадь выплескивается ве­селье. Тиморцы вообще очень жи­вой ж темпераментный народ.

1[2]3
Оглавление