Site menu:

Краткое содержание журнала

1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

{::АПРЕЛЬ::}

Транспорт третьего Баку

В. Варламов

До недавнего времени на карте полезных ископаемых страны За­падно-Сибирская низменность вы­делялась почти сплошной белиз­ной, особенно заметной рядом с россыпями ярких значков, усеяв­ших остальную Сибирь, Урал и Казахстан. Белизна эта, каза­лось, говорила: нет здесь ничего, кроме заснеженных просторов. Природа надежно упрятала сокро­вища Западной Сибири под мощ­ной толщей рыхлых осадочных пород, скрыла их под глубокими снегами, бесконечной тайгой, бес­численными болотами, пугала лю­дей огромными расстояниями, суровой зимой.

Когда летишь зимой из Тюмени в Сургут, на протяжении всего пути все та же заснеженная тай­га, на редкость извилистые речки и болота. Болота — главный враг западносибирского транспорта. Они заметны даже зимой. Белая их поверхность покрыта развет­вленными трещинами, как пора­женный болезнью участок тела. Ни дорог, ни поселений, будто и не живет здесь человек. В нача­ле лета при взгляде с самолета трудно даже сказать, чего боль­ше под крылом — земли или во­ды: стаяли снега, поднялись реки, слились болота и озера. В несметные богатства этой зем­ли верили лишь немногие. В 1932 г. академик Губкин при­шел к выводу, что в недрах За­падно-Сибирской низменности должна быть нефть. Но поиски (они велись на юге, у Главной сибирской магистрали) долгое время были безуспешными. Лишь осенью 1953 г. у Березова взмыл в небо первый фонтан сибирско­го газа, а в 1960 г. у поселка Шаим — первый фонтан сибир­ской нефти. Вскоре последовала целая лавина открытий и стало ясно, что наша страна обогати­лась нефтегазоносной провин­цией мирового значения. Но как взять эти богатства? Ведь огром­ная территория севера Западно-Сибирской низменности лишена круглогодичных магистральных путей. Для транспорта это на­стоящая целина! А задачи перед ним встают громадные: уже в 1970 г. здесь будет добыто нефти больше, чем в старом про­славленном Баку, и всю эту нефть надо вывезти на перера­ботку.

Природный газ из Тюменской об­ласти на Урал и в Европейскую часть страны надо будет уже в ближайшие 10—15 лет подавать в таком количестве, которое на­много превзойдет весь объем пе­рекачки газа в стране в настоя­щее время.

Одно из богатств Западно-Сибир­ской низменности — лес. Вскоре его будут вывозить отсюда боль­ше, чем вывозится сейчас из Архангельской области по же­лезным дорогам.

Таким образом, в Западно-Сибир­ской низменности нам надо иметь через 12—15 лет такую си­стему нефте- и газопроводов, ко­торая по своей мощи была бы сравнима со всей современной трубопроводной сетью страны. Но лес по трубам не вывезешь, а Обь с Иртышом и их притоки могут «работать» лишь пять ме­сяцев в году; остальное время они скованы мощным слоем льда. Для добычи нефти и газа, заго­товки и переработки леса нужно построить базы снабжения, ре­монтные заводы, предприятия стройматериалов, города и посел­ки, электростанции, проложить линии электропередач, создать новые совхозы, мощные строи­тельные базы, то есть нужно по­строить целую промышленную страну. Базировать ее снабже­ние только на сезонном речном транспорте невыгодно: это по­требовало бы очень большого флота и нескольких перевалоч­ных портов такого масштаба, каких у нас нет даже на Волге, и которые к тому же бездей­ствовали бы большую часть года. Кроме того, пришлось бы затра­тить много средств на громад­ные склады, где грузы храни­лись бы между навигациями. Но пока железные дороги не проникли в глубь Западно-Сибир­ской низменности, основную пе­ревозочную работу будут выпол­нять реки. В дальнейшем на их долю также придется немало ра­боты, но они уже будут лишь помощниками железных дорог.

Прежде чем вывозить нефть, газ, лес, надо детально разведать месторождения, организовать лес­промхозы, начать строительство поселков и дорог — и все это в необжитой местности, при пол­ном бездорожье.

[1]23
Оглавление