Научно познавательный журнал, издан в 1968 г
1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины
В. Варламов
До недавнего времени на карте полезных ископаемых страны Западно-Сибирская низменность выделялась почти сплошной белизной, особенно заметной рядом с россыпями ярких значков, усеявших остальную Сибирь, Урал и Казахстан. Белизна эта, казалось, говорила: нет здесь ничего, кроме заснеженных просторов. Природа надежно упрятала сокровища Западной Сибири под мощной толщей рыхлых осадочных пород, скрыла их под глубокими снегами, бесконечной тайгой, бесчисленными болотами, пугала людей огромными расстояниями, суровой зимой.
Когда летишь зимой из Тюмени в Сургут, на протяжении всего пути все та же заснеженная тайга, на редкость извилистые речки и болота. Болота — главный враг западносибирского транспорта. Они заметны даже зимой. Белая их поверхность покрыта разветвленными трещинами, как пораженный болезнью участок тела. Ни дорог, ни поселений, будто и не живет здесь человек. В начале лета при взгляде с самолета трудно даже сказать, чего больше под крылом — земли или воды: стаяли снега, поднялись реки, слились болота и озера. В несметные богатства этой земли верили лишь немногие. В 1932 г. академик Губкин пришел к выводу, что в недрах Западно-Сибирской низменности должна быть нефть. Но поиски (они велись на юге, у Главной сибирской магистрали) долгое время были безуспешными. Лишь осенью 1953 г. у Березова взмыл в небо первый фонтан сибирского газа, а в 1960 г. у поселка Шаим — первый фонтан сибирской нефти. Вскоре последовала целая лавина открытий и стало ясно, что наша страна обогатилась нефтегазоносной провинцией мирового значения. Но как взять эти богатства? Ведь огромная территория севера Западно-Сибирской низменности лишена круглогодичных магистральных путей. Для транспорта это настоящая целина! А задачи перед ним встают громадные: уже в 1970 г. здесь будет добыто нефти больше, чем в старом прославленном Баку, и всю эту нефть надо вывезти на переработку.
Природный газ из Тюменской области на Урал и в Европейскую часть страны надо будет уже в ближайшие 10—15 лет подавать в таком количестве, которое намного превзойдет весь объем перекачки газа в стране в настоящее время.
Одно из богатств Западно-Сибирской низменности — лес. Вскоре его будут вывозить отсюда больше, чем вывозится сейчас из Архангельской области по железным дорогам.
Таким образом, в Западно-Сибирской низменности нам надо иметь через 12—15 лет такую систему нефте- и газопроводов, которая по своей мощи была бы сравнима со всей современной трубопроводной сетью страны. Но лес по трубам не вывезешь, а Обь с Иртышом и их притоки могут «работать» лишь пять месяцев в году; остальное время они скованы мощным слоем льда. Для добычи нефти и газа, заготовки и переработки леса нужно построить базы снабжения, ремонтные заводы, предприятия стройматериалов, города и поселки, электростанции, проложить линии электропередач, создать новые совхозы, мощные строительные базы, то есть нужно построить целую промышленную страну. Базировать ее снабжение только на сезонном речном транспорте невыгодно: это потребовало бы очень большого флота и нескольких перевалочных портов такого масштаба, каких у нас нет даже на Волге, и которые к тому же бездействовали бы большую часть года. Кроме того, пришлось бы затратить много средств на громадные склады, где грузы хранились бы между навигациями. Но пока железные дороги не проникли в глубь Западно-Сибирской низменности, основную перевозочную работу будут выполнять реки. В дальнейшем на их долю также придется немало работы, но они уже будут лишь помощниками железных дорог.
Прежде чем вывозить нефть, газ, лес, надо детально разведать месторождения, организовать леспромхозы, начать строительство поселков и дорог — и все это в необжитой местности, при полном бездорожье.