Научно познавательный журнал, издан в 1968 г
1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины
Здесь нужен особый транспорт, которому были бы не страшны ни болота, ни глубокие снега. Обычные автомобили повышенной проходимости могут здесь работать лишь зимой, когда морозы сковывают болота. Родина дала нефтяникам и газовикам Сибири самолеты и вертолеты. Зимой 1966 г. гигантские самолеты «Антей» перебрасывали трубы метрового диаметра из Тюмени на строительство нефтепровода Усть-Балык—Омск. Строителям, геологам, нефтяникам и газовикам хорошо помогают вертолеты. Но и самолетам, и вертолетам нужны аэродромы и вертодромы. Во все времена года здесь нужны сверхпроходимые машины — снегоболотохо-ды. Гусеничным транспортерам, которые работают сейчас, приходится трудно. Поэтому созданы пока еще опытные образцы новых снегоболотоходов, им предстоит покорить таежные снега и болота.
Очень подходящим средством транспорта для Западно-Сибирской низменности могут оказаться дирижабли. Они с двигателем в двадцать раз слабее, чем у самолета, поднимают в несколько раз больше груза. Дирижаблю не нужны аэродромы, строительство которых в заболоченной тайге обходится очень дорого. Сейчас в глубь Западно-Сибирской низменности за лесными богатствами пошли железные дороги Ивдель — Обь и Тавда — Сотник. По этим дорогам пойдет тюменский лес, а навстречу ему — строительные материалы, оборудование, продовольствие. Железная дорога Ивдель — Обь близко подходит к Игрим-Бере-зовскому газодобывающему району, а линия Тавда — Сотник заканчивается недалеко от Шаим-ского нефтяного района. Строящаяся главная железнодо-режная магистраль Западно-Сибирской низменности — линия Тюмень — Сургут нацелена в самый центр богатых нефтегазоносных земель, она соединит с магистральной сетью страны бурно растущую столицу западносибирской нефти город Сургут. На другом краю низменности сооружается линия Асино — Белый Яр. Она в основном предназначена для подвоза леса к Асинов-скому лесопромышленному комплексу.
Построены первый газопровод (Игрим — Серов — Нижний Тагил) и первый нефтепровод (Шаим — Тюмень). К 50-летию Советской власти вступил в строй нефтепровод Усть-Балык — Омск. Диаметр его труб свыше метра, а протяженность более тысячи километров. Этот нефтепровод вывел тюменскую нефть к ближайшему крупному потребителю — Омскому нефтеперерабатывающему заводу. Сейчас нефтяные скважины на средней Оби открывают только летом, когда нефть вывозят речные танкеры, а зимой скважины «запечатывают»: некуда девать нефть. Пуск нового нефтепровода покончит с этими зимними «каникулами», нефть пойдет на юг непрерывным потоком, который к тому же в десятки раз мощнее, чем тот, который движется по Оби и Иртышу. Тюменская нефть обеспечит все потребности Сибири и Дальнего Востока. Это позволит отказаться от перекачки туда башкирской и татарской нефти. За первыми нефтепроводами последует строительство новых и на восток, и на запад: ведь добыча западносибирской нефти будет расти.
На севере Тюменской области, у полярного круга и за ним, в бассейнах северных рек Пура и Таза, среди безлюдных тундр полуострова Ямал открыты уникальные по запасам газовые месторождения: Тазовское, Губкинское (названо в честь академика Губкина), Уренгойское, Заполярное, Ново-Портовское. Отсюда возьмет начало мощная система газопроводов сверхкрупного диаметра. Для их сооружения необходимо восстановить начатую в свое время, но недостроенную и законсервированную «мертвую дорогу» Салехард — Игарка (до Пура). Эта линия может стать начальным звеном большой Полярной магистрали. Линия Тюмень — Сургут может быть продолжена в будущем и на восток — к Енисею, и на север — к Губкинскому и Тазовскому месторождениям, к верховьям Пура и Таза, к Сибирским Увалам.
А пока усиленными темпами идет строительство речных портов и причалов в Тюмени, Тобольске, Сургуте, Сергино (у выхода к Оби железной дороги от Ивделя). Намечена и успешно выполняется программа аэродромного строительства: зимой авиация остается пока главным видом дальнего транспорта. Большое транспортное строительство потребует крупных затрат, преодоления многих трудностей, но только транспорт может быть ключом к успеху в освоении огромных богатств Западно-Сибирской низменности.