Site menu:

Краткое содержание журнала

1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

{::АПРЕЛЬ::}

Морские ворота страны

В. Леонов А. Ройтбурд Е. Среднее

Географическое положение спо­собствовало развитию судоходства в нашей стране с самых давних времен. Еще в средние века рус­ские люди выходили в дальние плавания, а у берегов России бро­сали якоря заморские гости. Уже в XVI в. на севере нашей Родины появился первый морской порт Архангельск. Отсюда уходили многие товары на международ­ный рынок.

Вслед за Архангельском выросли торговые порты на Балтике, Чер­ном и Азовском морях. Памятная медаль, хранящаяся в Эрмитаже, отчеканенная по указанию Пет­ра I, свидетельствует о сооруже­нии первого порта на юге стра­ны — в Таганроге. В 1703 г, было прорублено «окно в Европу». В Финском заливе вырос город-порт Санкт-Петербург. Позднее, в конце XVIII в., стали принимать суда Херсонский, Севастополь­ский, Одесский порты. К тому времени, когда прогремел исторический залп «Авроры», морской транспорт нашей страны располагал уже разветвленной сетью «берегового хозяйства». На морских берегах России насчиты­вались десятки портов. Но грузо­вые работы в них, как правило, велись вручную, на причалах была лишь примитивная техника. При Советской власти коренным образом изменились морские во­рота нашей страны. Да и коли­чество портов увеличилось почти в два раза. Новые причалы по­явились на берегах Тихого океана а Черного моря, Северного Ледовитого океана и Каспия. Торго­вые корабли под флагами многих стран мира стали приходить в но­вые порты (Ильичевск, Ванино, Находка и др.), которых еще не­давно не было на карте. Вместе с интенсивным ростом торгового флота расширялся и совершен­ствовался причальный фронт. Порты оснащались самым совре­менным оборудованием: порталь­ными кранами большой грузо­подъемности, авто- и электропо­грузчиками, уникальными пере­грузочными установками. Тяжелый урон советским портам был нанесен в годы Великой Оте­чественной войны. Достаточно сказать, что 78% их сооружений оказалось разрушенными, и по существу их пришлось создавать вновь. Это требовало больших ка­питальных вложений. Но только восстанавливать старое значило отставать. Вот почему планы пре­дусматривали широкую програм­му портового строительства. Новый крупнотоннажный флот требовал создания принципиаль­но нового портового хозяйства, отличающегося большими глуби­нами акватории и большой протя­женностью причалов, а также вместительными складскими ем­костями. Ведь теперь речь шла о накоплении грузов для судов грузоподъемностью десять, два­дцать и более тысяч тонн. Расширение внешнеторговых свя­зей Советского Союза, оказание экономической помощи развиваю­щимся странам обусловили повы­шение пропускной способности

тех портов, через которые шел основной поток экспортно-импорт­ных грузов. Увеличивается мощ­ность Находкинского порта. В три раза возрастает число при­чалов в Николаевском порту, причем его грузооборот увеличи­вается в десять раз. Новые гру­зовые районы создаются в Ново­российском, Ванинском, Ленин­градском и многих других пор­тах. Реконструируются Одесский, Архангельский, Рижский и Вентспилсский порты. Реконструкция Платоновского мола в Одесском порту позволит намного повысить пропускную способность порта. А по со­седству с Одесским портом вырос новый, самый молодой в стране Ильичевский порт, который по грузообороту уже обогнал «стар­шего брата».

Примечательная особенность но­вых и реконструированных пор­тов — их высокая оснащенность перегрузочной техникой. По срав­нению с 1958 г. в СССР количе­ство портальных кранов на один причал увеличилось к концу се­милетки в два с лишним раза. Уровень комплексной механиза­ции

[1]2
Оглавление