Научно познавательный журнал, издан в 1968 г
1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины
погрузочно-разгрузочных операций достиг в среднем 78%, а по навалочным грузам — 94%. Еще сравнительно недавно самой «тяжелой» операцией была переработка угля, руды, зерна и соли. Для разгрузки или загрузки одного трюма судна требовалось около двадцати рабочих, а сейчас эту операцию выполняет при помощи механизмов один человек.
О степени нынешней механизации можно судить по следующим примерам. На причалах Батум-ского порта смонтирована уникальная установка, позволяющая при любой погоде перерабатывать грузы, боящиеся атмосферных осадков. В Клайпеде сооружен дробильно-сортировочный комплекс для перегрузки антрацита. Здесь за тридцать секунд будет разгружаться железнодорожный вагон, и уголь по системе транспортеров протяженностью около десяти километров попадает в трюмы судов. Производительность одной этой установки 1200 т в час. Еще более мощный аналогичный комплекс сооружается в Ждановском порту. В Мурманском порту создана уникальная установка для погрузки руды. За навигацию она только через один причал грузит 2700 тыс. т апатитов.
Нефть и нефтепродукты также важнейшая статья нашего экспорта. Объем перевозок наливных грузов в послевоенные годы резко вырос. Чтобы справиться с их отправкой морем, потребовалось расширить существующие и создать новые нефтегавани. За семилетку их мощности увеличились в три раза. В Одесском порту вместо трех причалов стало пять; в Новороссийске введены в эксплуатацию глубоководные причалы, у которых могут швартоваться океанские танкеры, перевозящие десятки тысяч тонн нефти за рейс. Кроме того, здесь же, в Цемесской бухте, начала принимать крупнотоннажные танкеры новая нефтегавань Шесха.
До недавнего времени Балтика не знала интенсивных нефтеперевозок. Но вот и здесь появились такие грузопотоки. Вентспилс и Клайпеда ныне одновременно принимают по три-четыре громадных танкера. В Батуми заканчивается сооружение устройства беспричального налива танкеров. Здесь танкеры будут принимать груз не в порту, а на рейде, куда подведен нефтепровод и где созданы условия для швартовки судов. В годы новой пятилетки портовое хозяйство будет развиваться дальше, увеличится пропускная способность причалов (примерно на 40%), комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ будет доведена до 90%. Объем работ, выполняемых силами и средствами портов, увеличится на 32—33%. Важно отметить, что увеличение пропускной способности портов будет достигнуто главным образом за счет улучшения использования существующих мощностей. Грузонапряженность причала в среднем повысится с 205 до 276 тыс. т в год. Однако в строй войдут и новые мощности. В Ленинграде, Вентспилсе, Риге, Клайпеде, Находке, Архангельске, Владивостоке продолжится реконструкция и строительство новых причалов. Всего за .пятилетие намечено построить 16 км новых причалов, в том числе причалы второй очереди Ильичевского порта. Специализированные установки для переработки массовых грузов будут созданы в Николаеве, Рени, Измаиле. Всего на таких установках намечено перегружать 40% навалочных грузов.