Site menu:

Краткое содержание журнала

1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

{::АПРЕЛЬ::}

Они шли к северному полюсу…

Капитаном воздушного корабля знаменитый норвежец пригласил его конструктора и строителя итальянского полковника Умберто Нобиле. В течение двух суток дирижабль благополучно совершил трансарктический пе­релет через Северный полюс, и, как сказал Амундсен, «при этом ни один волос не упал ни с чьей головы»...

Вскоре после этого Нобиле раз­работал проект новой экспеди­ции на воздушном корабле в Центральную Арктику. В мае 1928 г. дирижабль «Италия» три­жды вылетал из Ню-Олесунна. Третий, основной полет пресле­довал такую цель: достигнуть полюса и провести на нем океа­нографические исследования. Дирижабль сделал круг над ме­стом, где сходятся меридианы, но из-за плохой погоды не смог высадить людей на лед и повер­нул назад. Возвращаясь с Се­верного полюса, дирижабль не-

ожиданно стал терять газ и вскоре упал на лед к северу от Шпицбергена.

Катастрофа дирижабля «Италия» унесла восемь человеческих жиз­ней и повлекла за собой еще гибель гидроплана «Латам» вме­сте с мужественным Амундсе­ном и его пятью товарищами, отправившимися спасать экспе­дицию Нобиле. Погибли также три итальянских летчика при возвращении домой со Шпицбер­гена...

В 1931 г. американский исследо­ватель Уилкинс возглавил мор­скую экспедицию от Шпицбер­гена к Северному полюсу на под­водной лодке «Наутилус». И хо­тя этот поход и не увенчался успехом, его можно считать пер­вой попыткой трансконтинен­тальных переходов подводных кораблей через «вершину мира». Говоря о Шпицбергене, нельзя не вспомнить о том, что у его холодных берегов закончили свои исторические ледовые дрей­фы нансеновский «Фрам» и со­ветский ледокольный пароход «Георгий Седов», который, кста­ти, осенью 1967 г. совершил по­следнее плавание в Арктику... Все это я вспомнил, когда судь­ба забросила меня и моих това­рищей по шпицбергенской лед­никовой экспедиции Института географии Академии наук СССР в норвежский поселок Ню-Оле­сунн.

Мы приземлились прямо посре­ди населенного пункта, на его главной площади. В нескольких метрах от нас стоял симпатич­ный двухэтажный деревянный дом, выкрашенный охрой: оказа­лось, что в нем жил националь­ный герой Норвегии Руал Амун­дсен во время подготовки к сво­им замечательным полетам к полюсу. Близко отсюда в не­большом одноэтажном домике разместилось самое северное почтовое отделение в мире. Ес­ли вы отправите из Ню-Олесунна письмо, то на конверте поч­тарь (он же и радист, и метео­ролог) поставит фиолетовый штамп со словами «Наиболее северный населенный пункт зем­ли. Королевский фьорд, 79° се­верной широты, Свальбард». На другом двухэтажном деревянном доме издалека заметна крупная надпись над входом «Отель Се­верный полюс»!

Устроившись в поселке, мы от­правляемся к месту стартов са­молетов и дирижаблей к Север­ному полюсу. Дорогу туда искать не приходится. Сразу же за «домом Амундсена» бросает­ся в глаза высокая треугольная металлическая мачта. Недалеко от нее разбросаны толстые бал­ки, куски истлевшего брезента и железа. Да, это причальная мачта, к которой швартовались дирижабли «Норвегия» и «Ита­лия» около сорока лет назад, а груды дерева с ржавыми болта­ми и гайками — остатки фунда­ментального сооружения, кото­рое возвышалось сравнительно недавно над всем поселком. Этот ангар имел внушительные раз­меры: в длину —110, в шири­ну — 34 и в высоту — 30 метров! Подхожу к развалинам, хочу взять на память какой-нибудь обломочек ангара, чтобы привез­ти его в Москву и показать друзьям и знакомым. Но мои поиски не увенчались успехом. Самые маленькие остатки балок весят не меньше пуда. Как нам позже рассказали старожилы Ню-Олесунна, все, что можно, уже увезли вездесущие туристы. Ведь поселок Ню-Олесунн — один из обязательных пунктов посещения туристских судов.

1[2]3
Оглавление