Научно познавательный журнал, издан в 1968 г
1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины
Капитаном воздушного корабля знаменитый норвежец пригласил его конструктора и строителя итальянского полковника Умберто Нобиле. В течение двух суток дирижабль благополучно совершил трансарктический перелет через Северный полюс, и, как сказал Амундсен, «при этом ни один волос не упал ни с чьей головы»...
Вскоре после этого Нобиле разработал проект новой экспедиции на воздушном корабле в Центральную Арктику. В мае 1928 г. дирижабль «Италия» трижды вылетал из Ню-Олесунна. Третий, основной полет преследовал такую цель: достигнуть полюса и провести на нем океанографические исследования. Дирижабль сделал круг над местом, где сходятся меридианы, но из-за плохой погоды не смог высадить людей на лед и повернул назад. Возвращаясь с Северного полюса, дирижабль не-
ожиданно стал терять газ и вскоре упал на лед к северу от Шпицбергена.
Катастрофа дирижабля «Италия» унесла восемь человеческих жизней и повлекла за собой еще гибель гидроплана «Латам» вместе с мужественным Амундсеном и его пятью товарищами, отправившимися спасать экспедицию Нобиле. Погибли также три итальянских летчика при возвращении домой со Шпицбергена...
В 1931 г. американский исследователь Уилкинс возглавил морскую экспедицию от Шпицбергена к Северному полюсу на подводной лодке «Наутилус». И хотя этот поход и не увенчался успехом, его можно считать первой попыткой трансконтинентальных переходов подводных кораблей через «вершину мира». Говоря о Шпицбергене, нельзя не вспомнить о том, что у его холодных берегов закончили свои исторические ледовые дрейфы нансеновский «Фрам» и советский ледокольный пароход «Георгий Седов», который, кстати, осенью 1967 г. совершил последнее плавание в Арктику... Все это я вспомнил, когда судьба забросила меня и моих товарищей по шпицбергенской ледниковой экспедиции Института географии Академии наук СССР в норвежский поселок Ню-Олесунн.
Мы приземлились прямо посреди населенного пункта, на его главной площади. В нескольких метрах от нас стоял симпатичный двухэтажный деревянный дом, выкрашенный охрой: оказалось, что в нем жил национальный герой Норвегии Руал Амундсен во время подготовки к своим замечательным полетам к полюсу. Близко отсюда в небольшом одноэтажном домике разместилось самое северное почтовое отделение в мире. Если вы отправите из Ню-Олесунна письмо, то на конверте почтарь (он же и радист, и метеоролог) поставит фиолетовый штамп со словами «Наиболее северный населенный пункт земли. Королевский фьорд, 79° северной широты, Свальбард». На другом двухэтажном деревянном доме издалека заметна крупная надпись над входом «Отель Северный полюс»!
Устроившись в поселке, мы отправляемся к месту стартов самолетов и дирижаблей к Северному полюсу. Дорогу туда искать не приходится. Сразу же за «домом Амундсена» бросается в глаза высокая треугольная металлическая мачта. Недалеко от нее разбросаны толстые балки, куски истлевшего брезента и железа. Да, это причальная мачта, к которой швартовались дирижабли «Норвегия» и «Италия» около сорока лет назад, а груды дерева с ржавыми болтами и гайками — остатки фундаментального сооружения, которое возвышалось сравнительно недавно над всем поселком. Этот ангар имел внушительные размеры: в длину —110, в ширину — 34 и в высоту — 30 метров! Подхожу к развалинам, хочу взять на память какой-нибудь обломочек ангара, чтобы привезти его в Москву и показать друзьям и знакомым. Но мои поиски не увенчались успехом. Самые маленькие остатки балок весят не меньше пуда. Как нам позже рассказали старожилы Ню-Олесунна, все, что можно, уже увезли вездесущие туристы. Ведь поселок Ню-Олесунн — один из обязательных пунктов посещения туристских судов.