Научно познавательный журнал, издан в 1968 г
1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины
Евгений Зингер
Между северо-восточной частью величайшего острова планеты Гренландии и Землей Франца-Иосифа расположен обширный полярный архипелаг Шпицберген.
Впервые поднявшийся над одним из его заливов швейцарский летчик фон Пост великолепно описал увиденное с воздуха: «Картина неописуемого величия развернулась перед нашими изумленными глазами. Со всех сторон видны потоки ледников, окаймленные крутыми горными хребтами, спускающиеся к морской, темно-синего цвета воде. На севере поднимается фиолетовое море остроконечных вершин, резко выступающих на фоне золотисто-желтого горизонта. Ни облачка в небе. На юге снежная пустыня, а над ней лучезарное итальянское солнце, уходящее в бесконечную даль...»
На архипелаге сейчас шесть населенных пунктов. Три норвежских поселка: административный центр Шпицбергена — Лонгир-бюен, Ню-Олесунн и метеорологическая станция Исфьорд Радио и три советских: Баренцбург, Пирамида и Кольсбей. Ню-Олесунн связан с именами Амундсена, Бэрда, Нобиле и других известных полярных исследователей. Это самое северное поселение в мире! Оно раскинулось на берегу Королевского фьорда или Конго-фьорда, у 79-й параллели. Хотя земли Шпицбергена простираются почти до 81° с. ш., они сравнительно легко доступны. Вот почему в прошлом многие видные путешественники использовали архипелаг в качестве весьма удобной базы-трамплина для попыток достижения Северного географического полюса.
В неизведанный путь смелые полярники отправлялись самыми различными способами. Первым ушел отсюда к земной макушке английский мореплаватель Парри в 1827 г. Он тащил за собой по дрейфующим льдам тяжелые сани и смог дойти только до 83-й параллели. Интересно, что, передвигаясь именно так в 1909 г., американец Роберт Пири сумел покорить Северный полюс, выйдя с мыса Шеридан, на севере Канадского Арктического архипелага. Известный шведский полярный исследователь Адольф Норденшельд, после того как суда его экспедиции оказались затертыми, неудачно пытался в 1873 г. совершить со Шпицбергена такое же путешествие по льдам на оленях. Последующие исследователи стали использовать уже новые, более удобные средства передвижения. Отсюда впервые в истории шведский инженер Соломон Андре намеревался пересечь приполюсную область по воздуху. Для этого он с двумя спутниками предпринял полет на воздушном шаре «Орел», стартовав на северо-западе Шпицбергена в 1897 г. Но через несколько дней «Орел» упал на лед. Воздухоплаватели пешком добрались до острова Белый, где затем и погибли по неизвестной до сих пор причине. Два таких же неудачных полета совершает с той же базы в начале XX в. американский журналист Уэл-мэн...
И наконец 1925 год! Знаменитый норвежец Руал Амундсен возглавил первую экспедицию на самолетах от Шпицбергена к Северному полюсу. Через год после этой неудачной попытки Амундсена достигнуть полюс на аэроплане такую операцию осуществляет видный американский полярный исследователь Ричард Бэрд. Вместе с летчиком Беннетом в мае 1926 г. он на самолете пролетает над «вершиной мира» и возвращается на Шпицберген. Здесь его первым поздравил с успехом сам Амундсен, который теперь готовился к новому выдающемуся мероприятию — броску через Северный полюс в Америку на дирижабле «Норвегия». Для этого в поселке Ню-Олесунн были выстроены специальная сорокаметровая причальная мачта и огромный ангар для дирижабля.