Site menu:

Краткое содержание журнала

1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

{::АПРЕЛЬ::}

Они шли к северному полюсу…

Евгений Зингер

Между северо-восточной частью величайшего острова планеты Гренландии и Землей Франца-Иосифа расположен обширный полярный архипелаг Шпицбер­ген.

Впервые поднявшийся над од­ним из его заливов швейцарский летчик фон Пост великолепно описал увиденное с воздуха: «Картина неописуемого вели­чия развернулась перед нашими изумленными глазами. Со всех сторон видны потоки ледников, окаймленные крутыми горными хребтами, спускающиеся к мор­ской, темно-синего цвета воде. На севере поднимается фиоле­товое море остроконечных вер­шин, резко выступающих на фо­не золотисто-желтого горизонта. Ни облачка в небе. На юге снеж­ная пустыня, а над ней луче­зарное итальянское солнце, ухо­дящее в бесконечную даль...»

На архипелаге сейчас шесть на­селенных пунктов. Три норвеж­ских поселка: административный центр Шпицбергена — Лонгир-бюен, Ню-Олесунн и метеороло­гическая станция Исфьорд Ра­дио и три советских: Баренцбург, Пирамида и Кольсбей. Ню-Оле­сунн связан с именами Амундсе­на, Бэрда, Нобиле и других из­вестных полярных исследовате­лей. Это самое северное поселе­ние в мире! Оно раскинулось на берегу Королевского фьорда или Конго-фьорда, у 79-й параллели. Хотя земли Шпицбергена про­стираются почти до 81° с. ш., они сравнительно легко доступны. Вот почему в прошлом многие видные путешественники ис­пользовали архипелаг в качест­ве весьма удобной базы-трамп­лина для попыток достижения Северного географического по­люса.

В неизведанный путь смелые по­лярники отправлялись самыми различными способами. Первым ушел отсюда к земной макушке английский мореплаватель Пар­ри в 1827 г. Он тащил за собой по дрейфующим льдам тяжелые сани и смог дойти только до 83-й параллели. Интересно, что, пере­двигаясь именно так в 1909 г., американец Роберт Пири сумел покорить Северный полюс, вый­дя с мыса Шеридан, на севере Канадского Арктического архи­пелага. Известный шведский по­лярный исследователь Адольф Норденшельд, после того как су­да его экспедиции оказались за­тертыми, неудачно пытался в 1873 г. совершить со Шпицбер­гена такое же путешествие по льдам на оленях. Последующие исследователи ста­ли использовать уже новые, бо­лее удобные средства передвижения. Отсюда впервые в исто­рии шведский инженер Соло­мон Андре намеревался пересечь приполюсную область по возду­ху. Для этого он с двумя спут­никами предпринял полет на воздушном шаре «Орел», стар­товав на северо-западе Шпиц­бергена в 1897 г. Но через не­сколько дней «Орел» упал на лед. Воздухоплаватели пешком добра­лись до острова Белый, где за­тем и погибли по неизвестной до сих пор причине. Два таких же неудачных полета соверша­ет с той же базы в начале XX в. американский журналист Уэл-мэн...

И наконец 1925 год! Знамени­тый норвежец Руал Амундсен возглавил первую экспедицию на самолетах от Шпицбергена к Северному полюсу. Через год после этой неудачной попытки Амундсена достигнуть полюс на аэроплане такую опе­рацию осуществляет видный американский полярный иссле­дователь Ричард Бэрд. Вместе с летчиком Беннетом в мае 1926 г. он на самолете пролетает над «вершиной мира» и возвращает­ся на Шпицберген. Здесь его первым поздравил с успехом сам Амундсен, который теперь гото­вился к новому выдающемуся мероприятию — броску через Се­верный полюс в Америку на дирижабле «Норвегия». Для это­го в поселке Ню-Олесунн были выстроены специальная сорока­метровая причальная мачта и огромный ангар для дирижабля.

[1]23
Оглавление